Когда отдавать ребенка в детский сад?

частный детский сад В жизни большинства родителей наступает день, когда они задаются вопросом: пора ли отдавать ребенка в детский сад? Как определить момент для знакомства с садиком? Давайте разбираться по порядку.

Когда же лучше начинать?

У специалистов нет единого мнения по вопросу возраста, с которого следует начинать посещать садик. Кто-то советует отдавать с 1,5 лет, кто-то с 4 лет. Плюсов и минусов у обоих мнений хватает. Наиболее благоприятным для первого посещения считается возраст 3 года.

Если доход семьи позволяет маме оставаться дома, можно не торопиться отправлять свою кроху в садик лет до четырех. Когда малыш часто болеет, сильно привязан к матери, иммунитет еще не окреп — придется немного подождать.

Чаще всего детей отправляют в сад около 2 лет. До этого времени мамы находятся дома. Отпуск заканчивается, а позволить себе нанять няню могут немногие.

Дети все разные, некоторые в 1,5 года легко привыкают. А другие и в 4 года избегают людей, не владеют минимальными навыками построения коммуникаций, самообслуживания. В 2-3 года реакция на новую обстановку разная. Некоторые спокойно идут к воспитателю, детям, другие могут плакать, биться в истерике или, наоборот, молчать, отказываться от еды.

На преодоление любой трудной ситуации требуется время. Иногда дети, преодолевшие период адаптации, вдруг выражают протест, отказываются возвращаться в садик.

Подходящий возраст

Для первого похода лучше выбрать трехлетний возраст. Около 3 лет дети изъявляют большее желание посещать садик, чем в любом другом. До этого они предпочитают играть самостоятельно, им вполне достаточно привычного общества родителей. Со временем формируется естественная потребность – появляется интерес к сверстникам. Важно заметить момент – сейчас можно познакомиться с садиком.

Плюсы и минусы детских садов

Дошкольные учреждения имеют плюсы и минусы.

Плюсы:

  1. Социализация. Приобретается опыт взаимодействия со сверстниками. Учится делиться, помогать, дружить, понимать других.
  2. Дисциплина, самодисциплина.
  3. Обучение самостоятельности.
  4. Четко выстроенный режим.
  5. Подготовка к школе. Педагоги проводят развивающие занятия: рисование, лепка, счет, развитие речи, музыкальной грамотности.
  6. Физическое развитие. Зарядки, занятия физкультурой, ежедневные прогулки на улице помогают гармонично развиваться, сохранять здоровье.

Минусы:

  1. Стресс. Какими бы хорошими ни были работники садика – материнскую любовь, нежность, заботу он не сможет заменить.
  2. Частые болезни. Многие семьи ведут заболевшего малыша в садик. Больной заражает всю группу.
  3. Высокая наполняемость групп. Один воспитатель не может обеспечить должную степень внимания каждому из 22-23 детей.
  4. Негативное влияние сверстников. Большинство родителей не имеет возможности выбирать элитные детские сады. Необходимо быть готовыми к адекватной реакции на то, что рядом с вашим крохой будут находиться дети из неблагополучных семей.

Главное — готовность

Прежде всего, ответьте на вопрос: готов ли кроха к переменам? Основные признаки готовности:

  • нет отклонений в работе нервной системы;
  • отсутствует пищевая аллергия;
  • присутствует элементарный словарный запас;
  • стремится к взаимодействию, общению со сверстниками;
  • умеет пользоваться ложкой, ест аккуратно;
  • просится на горшок, умеет самостоятельно мыть руки;
  • узнает свои вещи, одевается с помощью взрослого;
  • рацион разнообразен: супы, каши, рыба, молочные блюда;
  • хорошо развита усидчивость, имеются начальные навыки рисования, лепки;
  • умеет себя занять;
  • проявляет любознательность, умеет долгое время оставаться без родителей;
  • малышу нравится находиться с другими детьми.

Адаптация

как привыкнуть к детскому садуПривыкание часто протекает болезненно. Случается, что родители сталкиваются с разочарованием: сходив несколько раз, кроха наотрез отказываются посещать группу. Это говорит лишь об одном: малыша нужно готовить. Незнание принципов воспитания способно приводить к нежелательным отклонениям и нарушениям поведения.

Адаптация бывает трех типов:

  1. Адаптация легкая – до 20-30 дней. Малыш обращается к другим людям различными просьбами, самостоятельно играет, спокоен, доброжелателен.
  2. Адаптация средней тяжести. Психологическое состояние крохи быстро стабилизируется. Поплакав несколько минут, отвлекается, начинает общаться со сверстниками, воспитателем. Плаксивость, возбуждение проходят через 20-40 дней.
  3. Тяжелая адаптация. Тревожность повышена, сон нарушен, аппетит снижен, могу возникнуть нарушения стула. Избегание других малышей, неспособность долго заниматься одним делом.

Сложности с привыканием возможны если:

  • дома создан неправильный распорядок дня;
  • отсутствует самостоятельность;
  • отсутствуют гигиенические навыки;
  • нет опыта взаимодействия с чужими людьми.

Советы по облегчению привыкания

  • Для начала можно сходить на родительское собрание, расспросить воспитателя о режиме дня, о расписании работы.
  • Приучать требуется постепенно. Для начала достаточно двух часов. Через пару дней можно оставить до обеда. Если реакция нормальная, то можно оставлять его на весь день. Во время привыкания все внимание сосредоточьте на крохе.
  • Ваш положительный настрой – залог успеха. Ведите себя спокойно, уверенно — все негативные эмоции, страхи чувствуются безошибочно. Разговаривать о садике нужно, как о радостном, долгожданном событии.
  • Давайте эмоциональную защиту — чаще целуйте, поглаживайте, обнимайте.
  • Домашнее меню адаптируйте к меню сада. Готовьте разнообразные блюда из овощей, творога, рыбы (суфле, запеканки, тефтели).
  • Во время привыкания не пытайтесь отучить от пустышки, переживаний и так достаточно, а времени избавиться от вредных привычек у вас будет достаточно.
  • Разрешайте брать с собой любимую игрушку, это снизит неприятные эмоции от разлуки.
  • Приведя кроху в сад, спокойно разденьте его. Проводив до двери группы, уходите быстро. Как правило, дети после ухода мамы успокаиваются, включаются в деятельность коллектива.
  • По дороге к саду придумайте веселую игру, так малыш отвлечется от размышлений о неприятном для него моменте разлуки с мамой.
  • Забирая из сада, не бросайтесь к нему с расспросами, кто его обидел, плакал ли он, скучал ли. Осведомитесь, что сегодня интересного он узнал, чем вкусным кормили, скажите, как хорошо в группе.

Заключение

Наиболее подходящий для начала посещения дошкольного учреждения возраст 3-4 года. Малыш окреп, имеет все требующиеся прививки, иммунитет успешно справляется с различными инфекциями и вирусами. Дети психологически готовы, испытывают потребность во взаимодействии, общении со сверстниками, адекватно относятся к необходимости подчиняться режиму. Хорошо сформированы бытовые навыки.

Если иного выхода нет, придется отдать малыша в сад в 1,5 или 2 года. Никакой катастрофы не случится, но от всех родственников малыша потребуется приложить много сил для того, чтобы помочь своему крохе успешно привыкнуть к новым для него условиям. Не игнорируйте советы психологов, изучайте литературу по воспитанию детей, а главное, любите своего кроху таким, какой он есть.